вторник, 25 марта 2014 г.

Реституция шедевров, или история про хитрого фрица

Кто не слышал о термине "трофейное искусство"? Во время Второй мировой войны немцы планомерно и очень качественно прочесывали европейские страны с целью угодить Гитлеру и собрать как можно бОльшее количество шедевров, ведь фюрер собирался возвести Великий музей искусства в самом центре мира - Берлине.
Вспомним, кстати, нудный и длинный фильмец - "Охотники за сокровищами", где играет целая шайка-лейка из крутых актеров – Клуни, Деймон, Бланшетт и другие. Сюжет основан на следующей истории: во время Второй мировой войны команда из искусствоведов и хранителей музеев объединяется, чтобы спасти известные произведения искусства, похищенные нацистами.


История из реальной жизни. Несколько лет тому назад в одном из американских музеев (вот америкосы-то натащили!) была обнаружена картина известного французского постимпрессиониста, которые конфисковали в свое время нацисты в Париже. Внучка владельца, уже благообразная старушенция, вдруг встрепенулась. Она стала в одночасье звездой благодаря своим интервью, где рассказывала, что неожиданная находка утраченного шедевра равнозначна для ее нахождению похищенного в детстве ребенка. Все разом поспешили жертве на помощь! Общественные организации принудили музей вернуть картину старушке. Через несколько недель возвращенное ей полотно было продано хозяину гостиницы-казино Беладжил в Лас-Вегасе. В гостинице был организован интереснейший музей – посетитель мог выкупить понравившуюся ему картину. Многомилионная сделка старушки и владельца казино оставила все в шоке полнейшем, ведь все так боролись за реституцию – возвращение картину законным владельцам. Осталось свидетельство Константина Акинша, автора статьи “Реституция художественных ценностей”: “Я случайно стал свидетелем того, как один из директоров престижной общественной организации метался по своему кабинету, крича: "Потерянный ребенок, потерянный ребенок! А когда ей этого ребенка вернули, она немедленно продала его в бордель!”


А вот еще интересный момент: недавно поймали хитрого фрица, который ворочал огромными сокровищами, постепенно их распродавая. 
В кратце о нем самом.
Гильдебранд Гурлитт родился в творческой семье: его отец занимался архитектурой и историей искусств.
В свое время он был уволен с поста директора музея города Цвикау за то, что был наполовину евреем В 1930-е он занялся продажей произведений «дегенеративных» авторов. Перед второй мировой его назначили одним из арт-дилеров «Музея Фюрера» в Линце, где, по нереализованному замыслу Гитлера, должны были храниться истинные, образцовые художественные сокровища — например Дюрер и Кранах (см. Фильм “Охотники за сокровищами”).
С 1936 года Гурлитт работал в так называемой Комиссии по эксплуатации «дегенеративного» искусства, в его задачи входили не столько закупки «нормального» искусства, сколько избавление от «ненормального».
Рейху нужны были деньги для новых завоеваний.
И даже «дегенеративные» картины могли принести пользу. Аналогичная ситуация происходила в те же годы в СССР. Но Гурлитт оказался хитрее. Он продал далеко не все. А картины осели в его квартире.
Но вот уже c 2010 года за Гурлиттом начали следить. Во время типичной проверки на таможне поезда, следовавшего из Цюриха в Мюнхен, полиция обнаружила у Корнелиуса значительную сумму наличных. Оказалось, что практически никаких документов на Гурлитта не было. Установили, что прописанный в Зальцбурге (Австрия) Рольф Николаус Корнелиус Гурлитт проживает не на родине, а в соседней Германии — в Мюнхене.
Работы или каких-то еще легальных источников дохода у 80-летнего мужчины тоже не было — когда у него заканчивались средства, таинственный дедушка просто продавал какую-нибудь картину из своих запасников.
В ходе дальнейшего расследования полиции удалось добиться ордера на обыск квартиры мюнхенца. Тогда и выяснилось, что переданные нацистскими властями Гильдебранду Гурлитту для продажи картины все это время находились в одной из комнат и позднее перешли к его сыну.
После первого рейда полиции ему удалось продать картину Бекмана «Лев Тамер» 2 декабря 2011 года на аукционе в Кельне за 864 тысячи евро.
Коллекция к нему перешла от умершей в 67-м году прошлого века матери Елены.
С тех пор художественное собрание поступило в его единоличное владение, и до 2011 года о существовании клада никто и не подозревал.
Всего из дома Гурлитта извлекли 121 картину в рамах и 1285 без них; часть полотен оказалась загрязнена, но все произведения в нормальном состоянии.




О трофейном искусстве можно почитать здесь:

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3006/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Трофейное_искусство

http://magazines.russ.ru/oz/2005/1/2005_1_16.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий

где твой feedback, чувак