Кто
не слышал о термине "трофейное искусство"? Во время Второй мировой войны
немцы планомерно и очень качественно прочесывали европейские страны с целью угодить
Гитлеру и собрать как можно бОльшее количество шедевров, ведь фюрер собирался возвести
Великий музей искусства в самом центре мира - Берлине.
Вспомним,
кстати, нудный и длинный фильмец - "Охотники за сокровищами", где играет
целая шайка-лейка из крутых актеров – Клуни, Деймон, Бланшетт и другие. Сюжет основан
на следующей истории: во время Второй мировой войны команда
из искусствоведов и хранителей музеев объединяется, чтобы спасти известные
произведения искусства, похищенные нацистами.
История из реальной жизни. Несколько лет тому назад в одном из американских
музеев (вот америкосы-то натащили!) была обнаружена картина известного
французского постимпрессиониста, которые конфисковали в свое время нацисты в
Париже. Внучка владельца, уже благообразная старушенция, вдруг встрепенулась.
Она стала в одночасье звездой благодаря своим интервью, где рассказывала, что
неожиданная находка утраченного шедевра равнозначна для ее нахождению
похищенного в детстве ребенка. Все разом поспешили жертве на помощь!
Общественные организации принудили музей вернуть картину старушке. Через
несколько недель возвращенное ей полотно было продано хозяину гостиницы-казино
Беладжил в Лас-Вегасе. В гостинице был организован интереснейший музей –
посетитель мог выкупить понравившуюся ему картину. Многомилионная сделка
старушки и владельца казино оставила все в шоке полнейшем, ведь все так
боролись за реституцию – возвращение картину законным владельцам. Осталось
свидетельство Константина Акинша, автора статьи “Реституция художественных
ценностей”: “Я случайно
стал свидетелем того, как один из директоров престижной общественной организации
метался по своему кабинету, крича: "Потерянный ребенок, потерянный ребенок! А когда
ей этого ребенка вернули, она немедленно продала его в бордель!”
А вот еще интересный момент: недавно поймали хитрого фрица, который ворочал огромными сокровищами, постепенно их распродавая.
В кратце о нем самом.
Гильдебранд Гурлитт родился
в творческой семье: его отец занимался архитектурой и историей искусств.
В свое время он был уволен с поста директора музея города Цвикау за то,
что был наполовину евреем В 1930-е он занялся продажей произведений «дегенеративных»
авторов. Перед второй мировой его назначили одним из арт-дилеров «Музея Фюрера» в Линце,
где, по нереализованному замыслу Гитлера, должны были храниться истинные, образцовые
художественные сокровища — например Дюрер и Кранах (см. Фильм “Охотники за сокровищами”).
С 1936 года Гурлитт работал
в так называемой Комиссии по эксплуатации «дегенеративного» искусства, в его задачи
входили не столько закупки «нормального» искусства, сколько избавление от «ненормального».
Рейху нужны были деньги для
новых завоеваний.
И даже «дегенеративные» картины
могли принести пользу. Аналогичная ситуация происходила в те же годы в СССР. Но
Гурлитт оказался хитрее. Он продал далеко не все. А картины осели в его квартире.
Но вот уже c 2010 года за Гурлиттом начали следить. Во время типичной проверки на таможне поезда, следовавшего
из Цюриха в Мюнхен, полиция обнаружила у Корнелиуса значительную сумму наличных.
Оказалось, что практически никаких документов на Гурлитта не было. Установили, что
прописанный в Зальцбурге (Австрия) Рольф Николаус Корнелиус Гурлитт проживает не
на родине, а в соседней Германии — в Мюнхене.
Работы или каких-то еще легальных
источников дохода у 80-летнего мужчины тоже не было — когда у него заканчивались
средства, таинственный дедушка просто продавал какую-нибудь картину из своих запасников.
В ходе дальнейшего расследования
полиции удалось добиться ордера на обыск квартиры мюнхенца. Тогда и выяснилось,
что переданные нацистскими властями Гильдебранду Гурлитту для продажи картины все
это время находились в одной из комнат и позднее перешли к его сыну.
После первого рейда полиции
ему удалось продать картину Бекмана «Лев Тамер» 2 декабря 2011 года на аукционе
в Кельне за 864 тысячи евро.
Коллекция к нему перешла от
умершей в 67-м году прошлого века матери Елены.
С тех пор художественное собрание
поступило в его единоличное владение, и до 2011 года о существовании клада никто
и не подозревал.
Всего из дома Гурлитта извлекли 121 картину в рамах и
1285 без них; часть полотен оказалась загрязнена, но все произведения в нормальном
состоянии.
О трофейном искусстве можно почитать здесь:
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3006/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Трофейное_искусство
http://magazines.russ.ru/oz/2005/1/2005_1_16.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий
где твой feedback, чувак