В Италии, Франции,
Великобритании, США есть можество школ реставрации, которые используют новомодные
технологии для сохранения и восстановления предметов искусства. Но современная реставрация
причиняет иногда большой ущерб и наносит непоправимый вред картинам. Вспомним, как
внезапно посветлели привычные нам картины XVII века – религиозная живопись, или
хотя бы нашумевшая шикарная выствка Прерафаэлитов в Пушкинском музее.
Говоря о возможностях
реставрации прошлого, можно удивиться, как мало записей оставили старые мастера.
Французский историк восемнадцатого века Роже де Пиль бойко рассуждает: «Есть
много способов очистки старых картин, когда они потемнели и закоптились. Некоторые
используют мыльную воду, которой они протирают картины во всех направлениях при
помощи жесткой кисти». Однако он сразу же предупреждает, что такой способ может
растворить безвозвратно краски, особенно лессировки.
Легкодоступные очищающие средства всегда находились в
окружающей среде – сода, зола или поташ, квасцы, соль, моча, смальта (молотое стекло),
бычья желчь, вино, пиво.Конечно, их воздействие можно считать агрессивным, однако,
они были натуральными. Все рецепты составлялись по наитию, было много проб и ошибок.
Наиболее доступным средством был аммиак с мочой, которые служили растворителями.
Самым доступным средством была слюна. Да, простая человеческая
слюна. Она способна растворять жиры и масла в малых количествах, очищать от грязи.
Есть такие забавные случаи (XVIII век), когда приглашали людей для сбора слюны для
очистки больших картин. До сих пор этот метод считается наиболее пригодным для реставрации
масляной живописи. Слюна имеет нужную температуру и содержит ферменты, чтобы удалить
жир, не проникая в лак и не въедаясь в пигменты. Сегодня реставраторы пользуются различными новоизобретенными
средствами, которые, в основном, действуют как растворители, либо молотые смолы
– уничтожение кристаллизирующегося лака.
В прошлом только настоящие высококвалифицированные живописцы,
признанные мировым сообществом за свои заслуги, могли заниматься реставрацией шедевров.
Например, «Мадонна» Коппо ди Марковальдо из Сиенны реставрировалась и переписывалась
в мастерской Дуччо. Великие мастера занимались
консервацией и реставрацией в далеком прошлом: Браманте трудился над античными
статуями вместе с Микеланджело, Лоренцо ли Креди (ученик Леонардо)
реставрировал работы Фра Анжелико, Вероккио и Донателло работали над коллекцией
Медичи, Тициан реставрировал работы Мантеньи. Кстати, Микеланджело так наловчился в скульптуре, шельма, что даже его ранние работы он мог выдать за статуи Античности, и только поздней распознали подделку:)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
где твой feedback, чувак